Чтобы свободно и легко чувствовать себя в иностранной среде, необходимо знать язык. Основу последнего составляют слова. Новая лексика всегда усваивается постепенно, поэтому процесс обучения иностранному языку нельзя назвать быстрым. И словообразование – это один из лучших методов по обогащению своего лексикона. Всего в английском предусмотрено шесть словообразовательных методик.
Зная и понимая, каким образом устроено иностранное словообразование, вы получаете целый набор преимуществ, а именно:
На самом деле, изучение иностранного словообразования – это не тот процесс, который подразумевает зубрежку правил, вдумчивое чтение учебников и решение бесконечных заданий. Классическим способом закрепления знаний являются в английском языке упражнения на словообразование. Однако существует несколько эффективных способов для упрощенного понимания того, как образуются английские слова.
И самый лучший путь для понимания – это изучение конкретных слов-примеров и их значений. Следует комбинировать все доступные способы – чтение, активное слушание, письмо и произношение.
Лучшими помощниками в ходе обучения станет в английском языке таблица по словообразованию и так называемая интеллектуальная карта. В первой будет раскрываться значение иностранных приставок и суффиксов (с примерами), во второй – выстроены взаимосвязи между ними в формате длинных и множественных «ветвей».
В иностранном языке существует две методики образования новых слов:
Следует рассмотреть каждую технику словопроизводства подробнее.
Конверсия представляет собой «переход» исходного слова в новую часть речи и обретение им нового значения. При этом его звучание, равно как и написание, остается неизменным. Например, «place» превращается в «to place», «work» — в «to work».
Следующий способ – это перенос ударения. В этом случае также образуются новые части речи. Например, «Export» — «to expOrt» (что будет переводиться как «экспорт» — «экспортировать»), «prEsent» «to presEnt» («презент, подарок» — «вручать, дарить»).
Также новые лексемы образуются посредством смены последнего звука в исходном слове. Чередованию подлежат только согласные звуки, например: «belief» — «believe», «advice» — «advise».
Техника аффиксации заключена в присоединении аффиксов, т. е. суффиксов и приставок. В случае с суффиксами образуются новые части речи, а при использовании приставок меняется исходное значение лексемы.
Одним из основных вопросов, которому нужно уделить внимание при изучении иностранного словообразования – что есть прилагательные с ful и less.
Суффикс «ful» является продуктивным и прибавляется к словам для «наполнения» их тем или иным качеством, либо для обозначения переизбытка какого-либо свойства. При этом не стоит путать суффикс «ful» с прилагательным «full». Например: careful (означает «осторожный», «заботливый»), painful («мучительный», «болезненный»), peaceful (в значении «миролюбивый» или «мирный»).
Другой суффикс – «less» — также является продуктивным. Его «прибавление» к слову означает отсутствие того или иного свойства, качества. Можно сказать, суффикс «less» — это антоним рассмотренного выше суффикса «ful». Например: hopeless (что означает «безнадежный», «бесперспективный»), homeless («бездомный»), useless (в значении «бесполезный», «никудышный» или «ненужный»).
Следующий вопрос, составляющий основу иностранного словообразования – что есть эти able. Так, суффикс «able» относится к категории продуктивных. Он указывает либо на возможность сделать какое-либо действие, либо на тот объект, посредством которого можно что-либо сделать. Большое число англоязычных прилагательных, имеющих данный суффикс, произошли от глаголов. Но не простых, а тех, которые требуют обязательного употребления предлога:
Также у суффикса «able» есть родственная морфема – суффикс «ible». Поэтому в процессе словообразования важно понимать, какой из них использовать.
Суффикс «ible», в отличие от родственной морфемы «able», относится к группе непродуктивных. Другими словами, с его помощью нельзя образовывать новые английские лексемы. Можно сказать, что употребление «ible» — это частный случай, поскольку во всем языке слов с данным суффиксом не более двух сотен. Поэтому проще всего запомнить перечень популярных слов с суффиксом «ible»:
Морфема «able» употребляется в нескольких ситуациях: если основа слова – существительное с концовкой «-ation», если основа оканчивается на «-е». Проще всего удостовериться в правильности использования «able» так: если убрать морфему из слова, оно останется полным (например, «acceptable» — «accept»). Однако есть и слова-исключения.
Морфема «er» может придавать английским словам разные значения. Так, при сложении с глаголом этот суффикс указывает на профессию или род деятельности кого-либо (например, teach — teacher, bake – baker, design – designer).
Также при сложении с глаголом этот суффикс может означать лицо, которое выполняет конкретное действие (которое и выражено глаголом-основой). Например, begin – beginner, eat – eater.
Следующее значение, которое придает суффикс «er» — это указание на место жительства. Например, ranch – rancher, London – Londoner.
И последнее значение, придаваемое слову с помощью «er» — это обозначение предмета, посредством которого можно выполнить действие. Например, инструменты (mix – mixer, cut – cutter), оборудование (boil – boiler).
Не менее важный аспект словообразования – это приставки un ir im mis. И так, существует несколько правил употребления данных префиксов:
Итак, английское словообразование — это способ «строительства» и изучения новых слов. Например, с помощью добавления или отсоединения префикса можно придать слову позитивное и негативное значение, а посредством суффиксов можно превратить одну часть речи в другую.
Суффиксы, корни и приставки – те маленькие «кирпичики», из которых выстраиваются целые слова. Поэтому, поняв принципы и правила этого процесса, можно самостоятельно выводить новые значения одной и той же лексемы. И обогащение словарного запаса – один из главных результатов, который вы получите.